Вехи истории. Потомки ухтинских авиаторов
- 8 февраля 2011 года, 21:00
- Источник: Программа День
- Версия для печати
В центральной городской библиотеке прошла очередная встреча краеведов, приуроченная к 80-летию ухтинской авиации. Доктор технических наук Владимир Семенов – сын первого ухтинского воздухоплавателя, представил уникальную исследовательскую работу о первом авиаотряде УхтПечлага. Алексей Корчма продолжит тему.
На эту тему
Февраль 1931-го. Ровно 80 лет назад, на реку Чибью приводнился первый самолет Снежкова Николая Сергеевича. В те далекие времена малая авиация на Севере входила в состав НКВД и была не развита, оттого и материалов сохранилось ничтожно мало. Большая часть исследовательской работы основана на документах и фотографиях из личного архива Владимира Семенова. Его отец Николай Семенов – первый авиатор, получивший прописку в Ухте и постоянное место работы. Было это в далеком 1941 году.
Юрий Теплинский, историк – краевед:
- Его отец первый авиатор Ухты, ну, и с тем, что он сам доктор наук, профессор, занимается в этой отрасли, и вот все это такое вот хорошее сочетание позволило вот этот материал собрать.
Бортмехаником самолета первого авиатора Ухты был Павел Козлов. Его дочь Майа Павловна с восхищением вспоминает времена, когда все ухтинские летчики дружили семьями и по большим праздникам детям устраивали прогулки.
Майя Хамарито, дочь Павла Козлова:
- Вот эта летная братия очень дружная была и всегда дружили. И устраивали нам семейные катания по воздуху, это для нас был праздник.
В годы Великой Отечественной, в Ухте осталось всего два самолета – остальные перебросили на фронт. И только после войны, авиация в Коми получила некоторое развитие. С мая по ноябрь 45-ого, Николай Семенов и Павел Козлов перегнали в ухтинский авиаотряд трофейные немецкие самолеты – «Зибель-204», «Хенкель-3», и некоторые модели «Юнкерсов». В те же времена ввели и регулярные авиарейсы Москва-Горький-Киров-Сыктывкар-Ухта. В основном, авиация служила в хозяйственных целях, для перевозки различных грузов. И люди, кто помогали восстанавливать послевоенную экономику Ухты и строить лучший город, достойны памяти потомков – уверены историки. Работа Владимира Семенова вскоре будет опубликована в мартирологе «Покаяние».
Майя Хамарито, дочь Павла Козлова:
- Меня охватывает гордость за тех прекрасных людей, которые здесь делали большую работу, оставили следы хорошие, свой вклад был в авиацию.
Огромный вклад в историю авиации внес и сам Владимир Семенов - автор 10 запатентованных изобретений, участвовал в работах по исследованию нетрадиционных авиаконструкций. В частности, экраноплана-ракетоносца «Лунь» и самолета с замкнутым криволинейным крылом. Сейчас Владимир Николаевич работает над проектом конвертоплана, который мог бы пригодится газовикам.
Владимир Семенов, доктор технических наук:
- Такими аппаратами могут быть конвертопланы, которые взлетают по вертолетному затем разворачивают винты и двигатели и летят, значит, как самолет с его экономичностью. Те наши прикидки, которые мы сделали, они показывают, что такой аппарат может быть уже сегодня создан.
Со времен перестройки, в России в 7 раз уменьшилось число малых посадочных полос, и ежегодно еще на 30 в год, выводятся из эксплуатации. Так что проект конвертоплана достаточно перспективный – считает Владимир Семенов. Винтокрылому самолету не нужны большие площади для взлета и посадки. Он просто необходим на дальних месторождениях, таких как Штокман, куда обычный вертолет не долетит, а самолет не сможет приземлиться.
-
- 09.02.2011 20:10:19 Гость пишет:
- Очень жаль, что мероприятие не было анонсировано в Сети, на ухтинских сайтах. Я бы пришел и с удовольствием послушал.
-
- 09.02.2011 20:17:27 Гость пишет:
- ... на реку Чибью приводнился первый самолет ...
Может быть на Ухту или на Ижму? Чибьюшка узкая, извилистая и в те годы вся в лесу.
-
- 10.02.2011 23:12:01 Гость пишет:
-
Цитата Гость пишет:
... на реку Чибью приводнился первый самолет ... Может быть на Ухту или на Ижму? Чибьюшка узкая, извилистая и в те годы вся в лесу.
Именно Чибьюшка. Еще ранее были пролеты "над водой", но пилот поссчитал, что река мелководна (видно было дно), и не стал приводнятья.